Начнем с того, что йога - это
система самопознания. Самопознание актуально для любого возраста: пока человек
жив, он может изучать себя и окружающий мир, развиваться в тех направлениях,
которые он определил для себя. Йога дает для этого инструменты, проверенные
веками, точные и эффективные.
С самого раннего детства
человеку важно гармонично развиваться по четырем направлениям: физическому, интеллектуальному,
эмоциональному и духовному. Для каждого возраста есть свой приоритет в этих
направлениях, но если не уделять достаточного внимания всем четырем, развитие
не будет полноценным. Именно на такое полноценное развитие ориентированы
занятия йогой с детьми.
Основу этих занятий
составляют асаны Хатха йоги, но неверно будет сказать, что выполняя физические
упражнения, мы работаем только с физическим развитием ребенка. Асаны
(статические упражнения), крии (динамические упражнения)- это не просто позы и
движения, это сложнейший механизм, который воздействует и на физическое и на
эмоциональное состояние ребенка, стимулируя или наоборот, успокаивая его,
благотворно воздействует на интеллектуальное развитие. Одновременно с этим сама
атмосфера занятия, те темы, которые мы затрагиваем, те основы, на которых
строится взаимодействие в практике, все это резонирует с духовным уровнем
ребенка.
Почему происходит такое
многоплановое и глубокое воздействие? Наше физическое тело связано с эмоциями,
с деятельностью разума и с тем глубинным первоисточником, который мы называем «Душа»
или в йоге - «Высшее Я». Воздействие, направленное на одно, отражается на
другом, а грамотное, выверенное и осознанное воздействие, каким является йога, влияет
на все то, что мы называем собой.
Практикуя йогу с детьми, мы
делаем акцент не на достижении каких-то результатов физического развития, будь
то гибкость, выносливость, сила и ловкость. Хотя это, безусловно, важно и это
приходит! Но главный вектор построения занятий – это побуждение ребенка к
вдумчивому и внимательному изучению своего тела и его возможностей. Все
остальные бонусы в виде физического совершенствования приобретается в практике
естественным образом, при соблюдении этого вектора – так работает Йога.
Совершенствуя свое тело без
боли, без насилия, ребенок ощущает радость от гармоничной тренировки
физического тела и желание сделать эту тренировку регулярной.
Еще один важный момент -
ребенок учится определять границы своих физических возможностей на данный
момент. Это знание позволяет ему постепенно расширять эти границ и снижает риск
причинения себе вреда из-за завышенных ожиданий от своего физического тела.
Уникальность Йоги в том, что
она помогает ребенку действительно всесторонне развиваться.
Йога базируется на двух
основных принципах - принципе добра и принципе эффективности. Эти принципы
влияют абсолютно на все – от построения выполнения упражнения, до правил
взаимодействия на занятии и тем, которые мы обсуждаем. Благодаря этому у ребенка
формируется навык внимательного и уважительного отношения к своим состояниям, к
ощущениям своего тела, дыханию, к окружающим людям, миру. Проживая опыт такого
отношения в упражнениях и во взаимодействии в группе, ребенок идет от конкретного
к абстрактному, от живых примеров и переживаний его личной практики, к абстрактному
пониманию сути вещей. Это понимание становится основой для формирования норм
поведения и жизненных ценностей, на которые он будет опираться в будущем.
Йога очень индивидуальна. Преподаватель йоги, это не тренер, который разучивает с ребенком
физические упражнения. Это наставник, в самом полном смысле этого слова, человек,
который чувствует ребенка, участвует в жизни ребенка, подсказывает ему верные
ориентиры. И возможно это лишь потому, что у преподавателя йоги есть свой
наставник - так строится иерархия, так
происходит передача этого учения. Если преподаватель сам не учится, он не может
и учить, поэтому так важно, кто именно преподает йогу детям. Впрочем, случайных
людей вымывает из йоги очень быстро. У йоги есть свои механизмы защиты. Но
индивидуальность Йоги проявляется не только в том, что преподаватель к каждому
ребенку подходит по-разному, но и в том, что на занятиях ребенок учится самостоятельно
отслеживать то, что происходит с ним, учится осознанности, вниманию, концентрации
в выполнении упражнений. Таким образом, он обретает контроль над своим телом,
своими мыслями и эмоциями и как следствие, свой жизнью. Ведь известно, что мы
можем управлять только тем, что изучили, что познали.
Занятия детской йогой
проходят в двух возрастных категориях: для детей от 4 до 6 лет и от 7 до 12
лет. Так же существуют занятия для мам с детьми от 0 до 1,5 лет.
Занятия с детьми от 0 до 1,5 лет проходят исключительно с мамами.
Продолжительность
занятия 1,5часа.
Это
больше занятия для мам, но и дети получают на них многое. Во-первых они находятся
в поле практики и при этом в тесном взаимодействии с мамой. Детям этого
возраста, для гармоничного развития, постоянный телесный контакт с мамой
необходим так же как полноценное питание. Все упражнения продуманы с учетом
того, чтобы мама не отрывалась от малыша. И конечно часть упражнений направлена
непосредственно на ребенка, когда мама помогает малышу принять то или иное
положение.
Занятия с детьми4-6 лет.
Продолжительность
занятия 60мин.
Проходят
в двух форматах: с родителями и без. В этом возрасте ребенок уже готов оставаться
в группе без родителей. И в том и другом формате есть свои плюсы и минусы.
Пожалуй,
основная задача на этих занятиях - дать детям почувствовать вкус йоги, пробудив
в них желание заниматься дальше. И того ребенок, подрастая, делает практику
йоги своей привычкой – частью своей жизни.
Мы
помним - йога, это не физические упражнения, это состояние. Это особый подход к
движению к своим целям. Конечно, мы выполняем асаны. С короткой фиксацией,
объединенные в комплексы, часто эти комплексы объединяет еще и какая-то тема,
что попутно помогает ребенку развивать воображение. Мы включаем упражнения
мантра йоги- работа с голосом, пранаяма йоги - работа с дыханием, вводим
элементы медитации и визуализации и постоянно, на разных примерах и ситуациях
разбираем и закрепляем методы и принципы йоги, положения, которые применимы не
только к практике, но и к жизни вообще. В занятии присутствуют и игровые
моменты, но, как показала практика, йога интересна детям и сама по себе,
поэтому наши занятия, это не только и не столько игра, это увлекательное
взаимодействие друг с другом, со своим телом.
Занятия для детей от 7 до 12 лет.
Продолжительность
занятия 1 час 15 минут.
Дети
уже способны сосредотачивать внимание внутри себя, выполнение становится более
осознанным, фиксация более длительной. Преподаватель все чаще предлагает детям
самим для себя определять, как долго находиться в позе и с каким усилием ее
выполнять, при этом продолжая постоянно напоминать правила и принципы
выполнения. В этом возрасте ребенку очень важно знать, что ему доверяют, что
степень его самостоятельности растет, но растет и степень ответственности. Так
плавно и естественно, юные йоги и йогини приближаются к взрослой практике,
которая раскроет для них новые горизонты самопознания.
0 коммент.:
Отправить комментарий